top of page

МАНИФЕСТА 11

  • Yulia Klychkova
  • Jun 13, 2016
  • 3 min read

Updated: Feb 24, 2021


Банально, но Манифеста 11 отличается от Манифесты 10 как город Цюрих отличается от города Санкт-Петербург. Символом предыдущей биеннале для меня стала разбитая бельгийцами Лада-копейка во дворе Эрмитажа, символом этой станет плавно покачивающийся на воде павильон созерцания.

Впрочем созерцание предложено организаторами лишь как расслабляющая и восстанавливающая альтернатива активному восприятию и включению в основные площадки биеннале.

На пресс-конференции накануне открытия куратор биеннале немецкий художник Кристиан Янковский дал совет при просмотре произведений, представленных в программе, постоянно держать в голове идею, озвученную в названии: “Что люди делают за деньги”, которую можно трансформировать в противоположное “Что люди НЕ делают за деньги” и в конечном счете в гамлетовское нашего времени “работать или не работать (to work or not to work)” - вопрос относительно близкого будущего.

Как логичное раскрытие этой темы художникам были предложены так называемые “совместные предприятия” с представителями других профессий и результаты таких коллабораций в виде произведений искусства встроены, в том числе, в реально существующие пространства города.

Мексиканец Пабло Хельгера совместно с журналистом из местного Das Magazin исследовал швейцарский рынок труда. Как результат, стены бывшего завода Löwenbräu, превращенного в арт-центр и ставшего местом экспонирования основной программы Манифесты, отныне и навсегда украшают его карикатуры об арт-бизнесе Artoons.

Джон Арнольд провел собственное расследование того, что когда-либо было предложено в Швейцарии на банкетах политических встреч самого высокого уровня и совместно с шеф-поваром составил оригинальное меню, которое можно было вкусить в количестве пяти блюд за 160 франков. Бесплатно был предложен коллаж из фотографий банкетов с тянущимися к еде лидерами мировых держав.

Как естественное продолжение темы - редимейд Майка Буше, совместная работа с организацией по утилизации отходов, и также, по мнению автора, совместная работа с каждым пользователем туалета в Цюрихе 24 марта 2016: скульптура из 80 тысяч кг фекалий (дневная норма производительности в городе) в блоках выставлена (правда всё же в отдельном помещении) в основной программе.

Mike Bouchet

Сложный (и, конечно, точный) механизм, созданный совместно с часовых дел мастером, в основе кинетической скульптуры Джона Кесслера “Мир - куку (как мир - часы с кукушкой или мир, как говорил мой знакомый, “комплитли куку")”. Изображения и чучела птиц, видео, снятое дроном с высоты птичьего полета - мир, не останавливающийся в своей механизации.

Анти-расслабляющий проект Джона Рафмана совместно с основателем цюрихского спа-центра - одно из моих самых “драматичных” впечатлений. Лёжа на приятном изгибе спа-кресла, наблюдаешь отвратительные кровавые картинки из видеоигр под столь же невыносимое звуковое сопровождение, так что минуты такой анти-терапии вполне достаточно. Столь же драматичный свет на скульптурах художника, где одни животные поглощают других в фантастических виртуальных мирах.

Образы из собственного подсознания материализовала в своей работе швейцарка Уна Зиманн в проекте с психотерапевтом и психоаналитиком, исследовавших её видения под гипнозом. Сюрреализм живее всех живых.

Единственный российский художник основной программы биеннале Евгений Антуфьев совместно работал над своим проектом с цюрихским пастором и его “Вечный сад” разместился в камерном пространстве Вассеркирхе. Темы бесконечных трансформаций, смерти, воскрешения и памяти органично воспринимаются внутри церкви как нечто само собой разумеющееся, мне правда проект показался излишне многословным.

Самая веселая программа ожидаемо была в месте рождения ДАДА - Кабаре Вольтер. Каждый принял участие в собственном совместном предприятии - я познакомилась с молодой художницей из Гааги Габи Фелтен и мы представили свой перформанс DADA OBJECT POEM на сцене кабаре, так что теперь я официальный член гильдии художников Цюриха)) Наряду со многими подобного рода полу-дилетантскими перформансами случались и вполне профессиональные эксперименты - лучше всего смотреть фото и видео в Инстаграмме по месту Cabaret Voltaire, теги Peaches Nisker или Gelitin или что там будет дальше. Конечно, я не претендую на объективность по известным причинам, но кабаре, несмотря на жуткую перепланировку внутри - place to be этими летними вечерами.

Ну и альтернатива бесшабашности и вседозволенности кабаре (о феномен дада) -павильон созерцания - приятная архитектура в приятном месте с бассейном и вечным аперольспритцем. Не знаю, вдохновлялся ли Янковский идеями Ричарда Флориды, но мне в момент созерцания тонн лебедей на цюрихском озере и рефлексии на документальные фильмы, крутившиеся на экране, в которых с горящими глазами делились своим опытом профессионалы разных дел после совместных проектов с художниками, пришли в голову именно они. Через два года на Манифесте 12 скопление креативного класса можно будет наблюдать в Палермо.


bottom of page